главная | теория | цель | практика | вопросы и ответы | ссылки

Живая клетка

Вирус

Иммунитет

Рак

Жизнь = Цель

Мозг и разум

Непроизвольное

Активное обучение

Биологическая обратная связь

Известные факты

Анализ фактов

Общие вопросы

Биологические и медицинские вопросы

Радио и общетехнические вопросы

Компьютерные вопросы

Правовые вопросы

Ответы на частные вопросы

Биологическая обратная связь.

Изучая свою идею, я стал искать, что уже сделано или делалось в аналогичном направлении и наткнулся на понятие "биологическая обратная связь" (БОС). В последствии об этом понятии мне рассказали снобы из конференции ru.medic в сети Фидо. Оказалось, что именно из информации об эспериментах по БОС я получил сведения о факте 20 как человека учили справляться с собственной головной болью по энцефалограмме.

Еще изначально я обратил внимание на то, что хотя опыты по изучению и сама суть БОС очень напоминают "мою" идею, однако ее применение почему-то остается мелким. Речь идет о психотерапевтическом эффекте, чем об управлении внутренними органами. Однако не сразу понял довольно тонкое и важное отличие БОС от предлагамой мной методики.

В одной из популярных статей о БОС я встретил утверждение о том, что примером БОС является простой контроль собственного веса при помощи весов. Любой человек и так способен сознательно управлять собственным потреблением пищи. Однако, он не осознает, как это сказывается на его весе. Вот тут ему на помощь и приходят весы: обладая их показаниями, человек начинает есть меньше, чтобы похудеть.

Таким образом, БОС заполнение при помощи технических средств лишь одного звена - получение информации о состоянии какого-то параметра, которое человек не ощущает сознательно. Есть люди, которые не ощущают уровня собственного напряжения и волнения. Таким людям прикрепляют измеритель пульса, соединенный с источником звука так, что чем выше пульс - тем выше тон звука. Теперь человек уже явно слышит степень своего напряжения и легко научается успокаиваться.

Важно однако, что возможность управлять своим пульсом (косвенно, через возможность управлять своим беспокойством и напряжением) предполагается существующей изначально.

Здесь проявляется известное свойство человеческого разума: мы видим только то, что предполагаем увидеть. Мы изначально считаем, что некоторые функции принципиально управляемы, а некоторые - нет. И потому замечаем, что единственная роль БОС - вернуть обратно (отсюда термин) человеку информацию о результатах уже существующего управления.

Однако, такая трактовка не объясняет имеющихся фактов 10 и 11, когда испытуемым надевали очки, переворачивающие изображение, причем одного из них заставляли выполнять активные задания, а другого - пассивно сидеть в кресле. Очевидно, что БОС образовывалась в обоих случаях - и там и там человек видел, что изображение перевернуто, насколько оно перевернуто. Иными словами, человек и там и там обладал информацией о результатах своих действий - переворачивания глазной картинки.

Тем не менее, у первого испытуемого навык переворачивать картинку в мозгу формировался, а у второго - нет. Иными словами, тут мы имеем дело с опытом - описывающим другое звено - появление навыка сознательного управления.

Правдоподобная гипотеза заключается в следующем: навык может образовываться, но тогда, когда человек активно применяет его на практике. Иными словами, одной БОС недостаточно.

Точнее говоря, БОС прекрасно работает, когда возможность управлять функцией в человеке изначально присутствует, однако не приносит результата, когда такой возможности нет, а ее необходимо сформировать. Вдобавок к БОС нужно еще практическое применение.

Если человеку сообщать при помощи звукового сигнала о его артериальном давлении, то при пассивном обучении он сможет начать им управлять, так как уже имел такую способность (через расслабление и успокоение) раньше. Если же попробовать таким же способом научить его управлять сужением или расширением конкретного кровеносного сосуда - то мы потерпим неудачу, точно так же, как в факте 11.

Чтобы сформировать новую, ранее не существующую способность, нужно вовлекать использование способности в активную практику, как в опыте из факта 10. Именно этой цели и служит компьютерная игра.

назад | вперед
Hosted by uCoz