|
главная | теория | цель | практика | вопросы и ответы | ссылки | |
Биологические и медицинские вопросы |
Активное обучение.Насколько мне известно, проводилось несколько опытов, в которых человека пытались обучить чему-то необычному, чего он в обычном состоянии не может. Во-первых, на память приходит опыт, когда испытуемому надевали специальные призматические очки, которые переворачивали изображение вверх ногами. Испытуемый был обязан постепенно носить эти очки, не снимая. Оказалось, что через какое-то время, глаза (или мозг) человека привыкали видеть перевернутое изображение и как бы переворачивали его правильно. Насколько я понимаю, испытуемый начинал совершенно явственно видеть изображение, расположенное как надо. После того, как очки снимали, у человека вновь появлялись проблемы, так как он видел перевернутым уже нормальное изображение, и ему вновь приходилось переучиваться. Примечательным является факт, что исправление (переворачивание) изображения происходило только тогда, когда человек в очках активно взаимодействовал с внешней средой: ходил, натыкался на препятствия, пытался войти в дверь и т.п. Испытуемый, взятый для сравнения, носивший точно такие же очки, но постоянно сидевший в кресле - не переучивался. Иными словами, можно сколько угодно смотреть на перевернутое изображение, но заставить просто так его перевернуться в глазах - ну удастся. Другое дело, когда вы активно взаимодействуете с этим изображением. Во-вторых, известны случаи, когда человеку под гипнозом внушалось, что карандаш, находящийся в руках у психотерапевта - является зажженной сигаретой. После того, как врач прикасался этой "сигаретой" к руке пациента - у того появлялся самый настоящий ожог. Конечно, этот пример нельзя считать демонстрацией чисто сознательного влияния на внутренние функции организма, но он все-таки говорит, что такое влияние возможно. Действительно, ведь внушение производилось словами, то есть поступало в сознание, а реагировало на внушение кожа и лимфатическая система. В-третьих, я читал когда-то, что проводились опыты по обучению людей бороться с головной болью. Пациенту показывали его собственную энцефалограмму, на которой якобы отражалась его головная боль. Пациенту объясняли, как должны выглядеть кривые головы, которая не болит. После чего пациент пытался усилием воли оказать какое-то влияние на свою голову. При этом энцефалограмма менялась, а пациент пытался привести ее к нужному виду. Через некоторое время ему это удавалось и голова проходила. Обученый по такой методике человек после этого уже всегда мог самостоятельно, без анальгетиков, справляться с головной болью. С одной стороны можно решить, что все вышеописанные примеры - газетные утки и на самом деле ничего такого не было. Однако, в чем причина желания считать именно так? Причина чисто психологическая - описанные случаи кажутся невероятными, а мы привыкли приравнивать невероятное к невозможному. Иными словами, фактических оснований опровергать эти случаи у нас нет. Более того, если сравнить вышеописанные случаи с другими, вполне реальными случаями, то окажется, что они совершенно подобны. Например, когда человек учится кататься на двухколесном велосипеде, кажется невероятным, что человек когда-либо сможет это делать. Так кажется и самому человеку. Что же изменяется в человеке, когда он переходит от состояния неумеющего кататься на велосипеде к состоянию умеющего? Ничего. Точнее, мы не знаем, что с ним происходит. По сути, это является таким же чудом, просто мы привыкли к нему и оно стало обыденным. Примечательно, что в те времена, когда велосипед только изобрели, его сделали трех и более колесным. Никому и в голову не могло прийти, что можно удержать равновесие на двух колесах! Человечество довольно долгое время пребывало в этом заблуждении, а сейчас нам кажется очевидной его нелепость! Возможно, через какое-то время нам покажется нелепым наше сегодняшнее убеждение о том, что внутренними функциями организма управлять нельзя! Итак, многое говорит за то, что обучиться управлять внутренними функциями - можно. Скорее всего это так и есть. Скорее всего, мы не умеем этого делать только потому, что никогда этому не учились. Как же должна выглядеть методика обучения такому воздействию?
|
назад | вперед |